Нажмите  Нажмите   Нажмите  Нажмите
 ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Игумения СЕРАФИМА, настоятельница Одесского Свято-Михайловского женского монастыря.   О монашеском послушании

Доклад на Первом монашеском съезде


Монашество в истории христианской Церкви имело чрезвычайно большое значение. Оно всегда выдвигало из своей среды высокие образцы христианских добродетелей и тем оказывало сильное нравственное влияние на народ, со всех сторон стекавшийся посмотреть на дивную жизнь отшельников.
Высокая жизнь монахов производила большое впечатление на язычников и нередко приводила их к признанию христианского Бога. Большую услугу Церкви оказало монашество и во время борьбы с ересями.
Кроме того, пустыни воспитывали великих церковных деятелей, которые выносили из нее в мир железную энергию и духовную опытность. Такие столпы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, достигли духовной зрелости именно в пустынном уединении.
Основателями монашества были два великих подвижника: Антоний и Пахомий. Первый положил начало монашеству отшельническому, второй — общежительному.
Древние преподобные иноки называли монашеское жительство евангельским жительством. Святый Иоанн Лествичник определяет монаха так: "Монах — тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божиими заповеданиями и Божиим словом". А святой Феодор Студит сказал: "Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается." Но чтобы насадить в себя разум Божий, волю Божию и правду Божию, преподаваемые нам в Святом Евангелии Самим Богом, нужно отречься и постоянно отрекаться от собственных разумений, от собственной воли, от собственной правды, то есть непрестанно пребывать в послушании, что так важно для спасения души и что в отличие от древнего монашества не дано нашему времени.
Да! Велика добродетель — послушание, и именно на этой добродетели хотелось бы остановиться. Самый величественный образ послушания оставил нам Подвигоположник Господь наш Иисус Христос! Он, ради послушания Богу Отцу, рождается от Девы в уничиженном виде, в яслях, обрезается и живет в послушании у мнимого отца Своего Иосифа и Матери Своей. Он, Богочеловек, повиновался просто человекам...
Но главным образом Спаситель обнаружил Свое послушание во вкушении крестных страданий и смерти. "Не якоже Аз хощу, Отче, но якоже Ты, — говорил Он пред вступлением в тяжкий крестный подвиг, — не Моя воля, но Твоя да будет!" Таким образом, Христос, зрак раба приим, был послушлив Отцу до смерти, смерти же крестныя, и был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. Так возвеличен и превознесен Спаситель за послушание.
С тех пор святое послушание возвеличено. Оно даже стало основанием всей монашеской жизни. "Сие убо Божественное послушание, насажденное от Самого Христа Господа во Святых Его ученицех, прииде во евятый ангельский монашеский чин, в нем же мнози во святом послушании, яко солнце просияша и совершение Богу угодиша, и весь монашеский чин на святом послушании основан есть", — говорил святой Паисий Величковский.
1. Святое послушание столь велико, что превышает другие иноческие добродетели. Хотя высока добродетель монашеская — нестяжание, властвующая над вещами, еще выше ея — целомудрие, властвующая
над плотию; но обоих выше — послушание, как властвующее над духом. У святых отцов говориться, что из трех подвигов: поста, чистоты и послушания, первый доводит до половины пути к Богу, вторая приводит
ко входу, а последнее поставляет пред лицо Самого Бога.
2. Послушание превосходит другие виды подвижничества. Один великий старец, рассказывал Ааве Руф, видел на небе четыре чина. В первом стоял
человек, который болен и благодарит Бога; во втором чине — человек, который с любовью принимает странных и с терпением служит им; в третьем — отшельник, который живет в пустыне и никого не видит; в четвертом — человек, живущий в послушании духовному отцу своему и повинующийся ему ради Господа. Сей последний за послушание свое носил золотую цепь и щит, и имел большую славу в сравнении с другими.
На вопрос старца: почему этот меньший имеет большую пред другими славу, путеводитель отвечал: страннолюбивый все делает по своей воле; кто живет в пустыне, удалился туда также по своей воле; сей, живущий в послушании, отказывается от всех своих желаний и во всем зависит от Бога и Отца своего. Потому он и получил большую славу в сравнении с
другими.
3. Послушание равняется мученичеству. Преподобный Феодор Студит говорит: "Справедливо свидетельствуют многие Святые Отцы, прежде же всех свидетельствует святой Василий Великий, что состояние послушания есть настоящее мученичество. Мы сподобились вступить в настоящий подвиг высокого жительства в послушании и подъемлем мученичество иным образом: вместо отсечения членов отсекаем свою волю; вместо излияния крови — извергаем греховные помыслы и пожелания; вместо тиранических мук терпим нападения бесов и неприязни со стороны мира; почему не суетною надеждою надеемся в будущем веке получить часть вместе со святыми мучениками,"
Из сказанного видно, сколь высоко нравственное достоинство послушания и сколь необходимо его иметь каждому, живущему в монастыре.
Кто хочет скоро достигнуть совершенства, тот не должен быть сам себе учителем, ни повиноваться своей воле, хотя бы правым казалось свое желание, но, по заповеди Спасителя, каждый прежде всего должен отречься от себя самого, отказаться от своей воли. Произвольные труды, совершаемые по самомнению или прихоти, особенно с отвержением покорности, как бы ни были велики, не только не приносят никакого духовного плода, но, напротив того, будучи сами последствием самомнения и гордости, чрезвычайно усиливают эти страсти в иноке, совершенно отчуждают его от христианского благодатного образа мыслей, то есть от евангельского смиренномудрия. Египетские великие Отцы утверждают, что монах будет не в силах обуздать самых похотей вожделения, если прежде не обучиться умерщвлению своих волей посредством послушания. Они решительно свидетельствуют, что тот, кто не научился прежде побеждать свои воли, никак не возможет погасить ни гнева, ни печали, не возможет стяжать ни истинного сердечного смирения, ни всегдашнего единения с братьями, ни даже пребыть долго в общежитии.
Истинному иноку следует непременно соблюдать такие добродетели:
1. Прежде всего иметь чистую и нелестную веру к своему наставнику, до такой степени, что видеть в нем самого Христа и повиноваться ему,
как говорит Господь Иисус: "Слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается: отмеаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя..."
2. Вторую добродетель — истину: то есть быть пред ним истинным в деле и слове, и совершенном исповедании помыслов, по написанному: начало
словес твоих истина...
3. Третью добродетель — не исполнять своей воли.
4. Четвертую добродетель — отнюдь не прекословить и не спорить, ибо прекословие и спорливость не есть дело благочестивых.
5. Пятая добродетель есть совершенное и чистое исповедание дел и помыслов отцу духовному.
Таким образом, многотруден этот подвиг, но зато этот путь есть самый верный ко спасению. Премудро и разумно сохраняющий эти добродетели да знает несомненно, что он еще здесь, как бы по обручению, получит блаженство праведных.





 Ігуменя СЕРАФИМА (Шевчук). Шевченківська ікона
 Настоятельница Одесского Свято-Михайловского женского монастыря игумения СЕРАФИМА. "Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима"
 Блаженніший Митрополит Київський і всієї України ВОЛОДИМИР. Привітання учасникам Першого монашеського з'їзду
 Архиепископ Вышгородский ПАВЕЛ. "Для того чтобы заниматься благотворительностью и просвещением, необходимы средства"
 Настоятельница Свято-Архангело-Михайловского монастыря игуменья СЕРАФИМА. "Тернистый путь к истине ведет человека к подлинному счастью"


 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру