Нажмите  Нажмите   Нажмите  Нажмите
 ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Ян ТАКСЮР.   "Нельзя быть украинцем и не быть православным".

Андрей Тарковский - это такой высокий уровень искусства, где Господь открывается художнику, как открывается Он и крупному ученому, который глубоко занимается материей.

Ян Таксюр, 1952 года рождения, по образованию - преподаватель истории, автор стихов, часть которых "ушла в народ". Автор, ведущий и участник многих телевизионных программ. Писал для звезд эстрады, придумывал мультфильмы, сопредседатель "Клуба Голохвастова" газеты "Киевские ведомости".

Как бы Вы себя представили?

Cам не знаю. Наверное, все-таки писатель-сатирик. Больше всего занимаюсь сатирой. Разговариваю с миром через свое умение видеть смешное, а иногда и безобразное. Может не всегда так будет, но пока это так. Вы - яркий представитель киевской артистическо-литературной среды, кумир публики, завсегдатай литературных и артистических "тусовок". Как Вам удается оставаться православным человеком в этой явно невоцерковленной среде? Представитель, безусловно, относительно яркости - не мне судить, а в слове "кумир" вообще слышится что-то языческое, тут уж совсем не про меня. Как таковой артистическо-литературной среды не знаю, поскольку там не вращаюсь. Я существую сам по себе. Это не позиция, а факт моей жизни. Иногда думаю: "А не бросить ли свою юмористическую деятельность и заняться чем-то серьезным?" Но потом дочка рассказывает. Что в школе приходили к ней малыши и просили, чтобы она переписала какое-нибудь мое стихотворение. Или кто-нибудь в метро цитирует мне мои стихи. Тогда думаю: "Нет, еще чего-нибудь сочиню". Вообще не отношусь к себе с пиететом. Даже бывает стыдно, когда говорят с придыханием: "У него талант!" Ну и что? Вот когда человек кому-то помог, что-то сделал, что-то преодолел - да, за это его можно уважать, а за то, что есть дар, за то, что подарили - не думаю. Тут просто: слава Богу! И если иногда удается оставаться православным человеком в неправославной среде, то только благодаря пониманию: все, что имею - от Господа.

Вы говорили о том, что чувствуете мир через смешное, через трагически-смешное. При этом Вы являетесь человеком православным, духовным, а это, по-моему стало совсем не модным?

Я боюсь православной моды. Не дай Бог, чтобы православие стало в моде. В "модном" Православии Дух Христов, Дух Любви и кротости может быть утерян и заменен духом тщеславия. А для творческой интеллигенции кротость изначально трудна. Много соблазнов впасть в самолюбование, гордыню. Православного жизнь артистической богемы с ее грубыми манифестациями "эго" не может устраивать.

Всегда ли Вы были православным, это семейная традиция?

Я из обычной пионерско-комсомольской семьи. От веры родители были отрезаны сталинским режимом. Хотя жили они в любви, по-Божески, многим хорошим вещам я научился у них. Святое Крещение принял на 42-м году жизни вместе с женой и дочерью. Господь промышляет о каждом человеке, и, естественно, и обо мне, грешном. Теперь оглядываясь назад, будучи 49-ти лет, я, кажется, вижу промыслительную линию относительно меня. Я пребывал в абсолютно кондовом безверии, изучал материализм и даже немного его преподавал. Потом Господь посылает мне людей, которые разбили старую доктрину в пух и прах. Как только стало ясно, что мир материальный не первичен, с этого момента началось долгое "блукание" впотьмах. Восточная философия, мистика, все, чем соблазнялись люди моего поколения. Ни к чему душа не прилеплялась. Однажды я серьезно заболел, и один человек сказал мне: "Если ты не примешь крещение, ты не выздоровеешь". И вот, еще не будучи крещеным, пришел я в православный храм, и просто захотел там остаться. Потом была воскресная школа, книги, встреча с духовным отцом, и смысл православной жизни стал постепенно открываться. Когда Вы поняли, что Православие - это Ваш дом, не оказались ли Вы чужим в той среде, для которой, как Вы сказали, "эго" - превыше всего. Безусловно, определенные проблемы у меня возникли с некоторыми моими друзьями, с моим соавтором (известным сатириком Володарским). Мы люди совершенно разных биографий. . В литературном плане я работаю сам, пишу стихи. Для газеты и телевидения мы работаем вместе, для большой эстрады писали номера для Новиковой, Винокура, Шифрина и других артистов. И хотя столкновения и непонимание бывают и сейчас, но есть моя молитва за моего соавтора, а значит, есть надежда.

Вы сказали о воскресной школе, но ведь там Вас встречают не интеллектуалы, а простые священники…

Интеллектуалом себя не считаю. Интеллектуал - это нечто другое: головные схемы, рассуждения. Мне бы хотелось считать себя православным человеком. В воскресной школе храма преподобного Агапита Печерского, куда я хожу, и отец Александр и отец Андрей прежде всего помогают узнавать нашу веру. И для этого они подготовлены богословски очень хорошо. Но самое главное в Церкви - это участие в таинствах, дающих жизнь, вразумление, исцеление души и тела. А если к тому же я могу задать вопрос, и батюшка мне может ответить - слава Богу! Я знаю, что есть батюшки, которые не могут ответить на какие-то вопросы, но это меня совсем не смущает. Таинства Церкви совершаются не ради интеллектуальности, а ради веры.

Почему? Ведь считается, что священник должен знать больше, чем мы, чувствовать по-другому.

Священник чувствует наверняка больше, потому что в таинстве священства получает то, что мы, обычные люди, не получаем. Да, о.Александр и о.Андрей - интеллигентные люди. Но я встречал батюшек совсем другого плана. Мы ведь говорим не о политике, а о спасении, о том, как преодолеть страсти, а это каждому человеку понятно.

Вы, по профессии, наблюдательный человек по отношению к жизни? Не кажется ли Вам, что произошло некоторое движение интеллигенции к вере?

С огромным сожалением и с опаской, я скажу так: движение к вере есть, к Православию - нет. Один знакомый в храме сказал очень правильную вещь: времена дикого безбожия уходят в небытие, антихрист, придя на землю, найдет верующих, но в кого верующих? Я с этим согласен. Движение к сомнительным верованиям, к оккультизму, безусловно наблюдаются. То есть, существует тенденция постоянной подмены истиной веры. Я часто общаюсь с людьми, которые что-то говорят о вере, но не то, что я чувствую и знаю о ней. Они рассказывают "о боге в душе". Но кто этот ваш бог? Может, ваша гордыня, или маммона?

А ощущается ли какое-то влияние современных богословов, которые одновременно имеют очень серьезную культурологическую подготовку, например диакон о.Андрей Кураев?

На меня лично очень воздействуют. Я по складу характера не полемист. Но недавно у меня была беседа с одним протестантом о почитании икон. И я нашел замечательные аргументы в защиту иконопочитания в книге отца Андрея. Я имею в виду воцерковление творческой интеллигенции, потому что это сливки общества, которые в области веры - циники. Если бы это воцерковление произошло - возможно, произошел бы поворот в судьбе Украины. Если бы творческая интеллигенция свидетельствовала о Христе! Ведь для психологии наших народов - и украинского, и русского - пока еще характерно почтение к деятелям культуры. Я не являюсь поклонником шоу-бизнеса, но в силу того, что я юморист, работаю на эстраде, многих известных исполнителей знаю лично. Особенного поворота к православной вере не наблюдаю. Конечно, есть творцы гигантского таланта и мысли. Скажем, Андрей Тарковский - это такой высокий уровень искусства, где Господь открывается художнику, как открывается Он и крупному ученому, который глубоко занимается материей. Вдруг он вдруг оказывается перед лицом Создателя, потому что начинает понимать: никакая эволюция не может такого создать. Это - акт Божественного творения. Еще не могу согласиться с мыслью, что творчество - это богопознание. Я могу назвать людей, которые используют свой талант во зло. Хрестоматийный пример - Ницше - человек безусловно одаренный. Адаму тоже был дан колоссальный дар: он находился в богообщении, но отвернулся от Бога в гордыне.

Вы о Православии размышляете, в Православии живете как в чем-то личном, частном, семейном или же Вы думаете о Нем и на уровне общества, государства?

Я мыслю Православие как дверь в Царство Небесное для меня и рода человеческого. Не случайно в большинстве молитв мы просим во множественном числе. Ведь эти вещи взаимосвязаны: если я - грешный, слабый могу хоть как-то измениться к лучшему то я, естественно, смогу помочь кому-то в мире. Если мир в душе и мир с тобой, то и тот, кто рядом, может быть спасен. Православие - это одновременно и космично и очень лично. Чем Вы объясните повальное увлечение интеллигенции "украиноведением", где акцент делается на язычестве? Господь создал Украину, как и любую другую державу. Украина по отношению к Богу вторична. Но если Украина для некоторых наших писателей превыше всего, если она выше Бога - эта идея ложна. Возможно, отсюда и некоторая творческая немощь. Потому что люди не питаются Христом, а обращаются к понятиям, близким к язычеству. Мы любим Украину, но надо любить Украину Христову, Украины "просто" - нет. Нельзя быть украинцем и не быть православным.

Не возникало ли у Вас мысли, какое именно Православие? Ведь у нас якобы три "его ветви"!

Относительно раскольничьих автокефального и Киевского "патриархатов", мне кажется, все ясно. Тот, кто называет себя Филаретом, не является человеком православным, ведь он отлучен от Церкви. Соответственно Благодать Божья не может быть в той организации, которую он возглавляет. Филарет играет на невежестве, на ложном патриотизме, вещах полуязыческих, зацикленных на крови, этносе. Может я на себя много беру, но я слышал их тексты, бывал на отпевании раскольниками близкого мне человека… Это безблагодатно даже на уровне эстетическом. Вы совмещаете веру и творчество, которое считаете в чем-то гордыней. Кроме того, Вы тот, кто заставляет людей смеяться… Я бы хотел, чтобы люди смеялись над тем, что отвратительно. Высший предел искусства - "Чувства добрые лирой пробуждать". Если удается выставить порок смешным - это тоже вызывает чувства добрые.

Но, говорят, Господь никогда не смеялся.

Уверен, что это не так. Евангелие - это Благая Весть, а не жизнеописание Спасителя. Все что не нужно - просто не записано. Если мы исповедуем две природы во Христе: Он вполне человек и вполне Господь, то человека не возможно представить без этой эмоции. У Христа было детство, была юность, у Него были друзья. Просто в Его проповеди было совершенно не до смеха. Он застал человечество, которое не располагало к юмору, оно находилось на грани погибели.
Вот у святых отцов я встречал и юмор и самоиронию.
Творчество для меня - это просто работа. Сочиняю стихи, выступаю на сцене, пишу сценарии. К сожалению, духовного общения не хватает. Но есть Храм. Я стараюсь участвовать в жизни Церкви, как можно чаще причащаться и исповедоваться. Потому что полнота бытия - только в Храме, во всем, что связано с Богослужением, с молитвой и Божиим присутствием. Самый трудный для меня день - понедельник. Это день искушений на работе. В воскресение я причащаюсь и все думаю: "Господи, только бы не потерять то, что получил вчера!" Жду Пасху, пойду на всенощную, верю Господь все управит к лучшему!..

Беседу вел Василий Анисимов.




 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру