Нажмите  Нажмите   Нажмите  Нажмите
 ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Игорь БАЗАРИНСКИЙ.   300 лет учреждения Киевской Духовной Академии

2001 г. для Киевской Духовной Академии - год особенно знаменательный и символичный. Ровно 300 лет тому назад, 26 сентября 1701 г., высокомонаршей грамотой Петра I Киево-Могилянская коллегия, к тому времени сформировавшаяся как учебное заведение с глубокими традициями, высоким уровнем преподавания и широкими перспективами, была официально возведена в ранг высшего учебного заведения с правом носить имя академии.

Это было событие, значение которого с точки зрения пользы, им принесенной, переоценить трудно. Киево-Могилянская (а с 1819 г. Киевская Духовная) Академия заняла достойное место среди учебных заведений Российской империи, а также вполне конкурировала со многими западноевропейскими университетами. Обусловлено это было тем, что еще в XVII в., вскоре после открытия свт. Петром Могилой, тогда еще архимандритом Киево-Печер-ской Лавры, коллегии (1633), сложилась традиция, согласно которой лучшие ее выпускники продолжали обучение в Западной Европе. .Потому естественно, что возвращаясь в родную коллегию на профессорские кафедры, они переносили в молодую школу и лучшие традиции европейских высших учебных заведений.
Вообще, XVII в. для новооткрывавшейся коллегии был временем большого творческого энтузиазма и значительных надежд. В это время в коллегии трудились такие выдающиеся церковные иерархи, как свт. Петр Могила, Варлаам Ясинский (впоследствии митрополит Киевский), Иоасаф Кроковский.
Значительная роль в наращивании научно-интеллектуального потенциала коллегии принадлежала таким видным ее ректорам, как Кирилл Филимоно-вич, Прокопий Калачинский, Гедеон Одорский, Иннокентий Поповский, Христофор Чарнуцкий. В ректорство Иоасафа Кроковского, в 1694 г., Киево-Могилянская коллегия получила право преподавания в своих стенах высших курсов - философии и богословия, какое имели только те из учебных заведений, которые получали статус высших (академии). Но академией в грамоте 1694 г. Киево-Могилянская коллегия названа еще не была. Изданием грамоты 1701 г. началась новая эра в истории Киево-Могилян-ской, теперь уже как академии. XVIII век вошел в историю Киево-Могилян-ской Академии как век значительных достижений и успехов. При академии функционировали так называемые студенческие конгрегации, призванные оказывать материальную помощь нуждающимся студентам академии. Они пользовались правами юридически признанного учреждения: имели собственную печать, составляли акты, вступали в денежные сделки, подавали прошения в суды и т.д.
Учебный год в академии начинался приблизительно 1 сентября и заканчивался в первых числах июля. Свидетельством высокого уровня академии было регулярное проведение частных и публичных диспутов, последние из которых, отличаясь торжественностью обстановки, проходили в присутствии митрополита, духовенства, местной знати и множества граждан. Диспуты касались вопросов богословских и философских и обязательно велись на латыни. Определенный интерес вызывает структура внутренней учебно-воспитательной жизни академии первой половины XVIII века. Курс академии состоял из восьми классов или "школ": фары или аналогии, инфимы, грамматики, синтак-симы, поэтики, риторики, философии и богословия. Это были так называемые ординарные классы. С 1738 г. к ним прибавлены были и экстаординарные классы языков (греческого, еврейского и немецкого), изучение которых предоставлялось лишь желающим. Для прохождения полного курса ординарных "школ" нормальным сроком полагалось 12 лет: по году - для низших классов, два - для философского и четыре - для богословского. Для поступающих в академию обязательным было знание начальной грамоты русского и славянского языков, а также ознакомленность с латынью. С 1753 г. в академии было введено преподавание французского языка как самого в то время распространенного и общеупотребительного. Академия тратила значительные средства на выписку книг из-за границы.
Во второй половине XVIII в., в царствование императрицы Екатерины II (1762-1796), Киево-Могилянская Академия, под воздействием мер русского правительства по централизации, стала терять свои прежние права и привилегии. Но все же одной из светлых страниц истории академии этого периода было учреждение около 1792 г. при киевском митрополите Симеоне (Мислав-ском) "Вольного пиитического общества", имевшего своей целью членам из студентов академии "доставлять всегдашнее чтение самых хороших книг".
В XVIII в. Киево-Могилянская Академия воспитала целую плеяду выдающихся церковных и общественных деятелей, среди которых следует выделить известного композитора А.Л. Веделя, проф. И.А. Андриевского.
Исключительной была роль академии в деле открытия и организации учебно-воспитательной работы в школах и кол-легиумах на периферии. Выпускники академии стояли у истоков большинства из новооткрывавшихся в провинции учебных заведений.
Однако в 1817 г., в рамках общегосударственной программы усовершенствования духовно-учебного образования, Киево-Могилянская Академия была временно за-ч крыта. Открыта она была после проведения реформ уже в новом качестве как Киевская Духовная Академия. Торжественная церемония возобновления деятельности академии состоялась 28 сентября 1819 г.
Восстановлению академии предшествовало открытие 27 октября 1817 г. Киевской Духовной Семинарии.
В течение всего XIX века академия выполняла миссию по подготовке достойных священнослужителей Церкви Христовой, самоотверженно служила делу распространения образования среди духовенства и мирян, занималась управлением духовных училищ. Чрезвычайно благотворным было влияние на академию митрополита Евгения (Болховитинова) (1767-1837), с именем которого связывается повышение образовательного уровня выпускников академии, а также общий качественный рост уровня преподавательских кадров. Значительную работу по реформированию учебного процесса в академии проделал ее ректор (впоследствии архиепископ) Иннокентий Борисов (1800-1857), за труды во благо Святой Церкви Христовой причисленный ныне к лику святых. При его непосредственном участии был основан журнал "Воскресное чтение", в котором публиковались сочинения преподавателей и студентов.
С 1860 г. стали выходить в свет "Труды Киевской Духовной Академии". Этот журнал отличала современность, актуальность публикаций богословской и духовно-образовательной тематики.
На базе академии получили свою организацию такие значительные учреждения, как Церковно-археологический музей (1878), Религиозно-просветительское общество (1894), Религиозно-философское общество (1908).
XIX век в истории Киевской Духовной Академии можно по праву назвать периодом культурно-просветительской деятельности и образования научных обществ.
Конечно, социально-политические потрясения начала XX века не могли не повлиять на жизнь Духовной Академии. Академия во всей полноте вкусила горечь последствий первой мировой войны, революции и гражданской войны. Как следствие, в апреле 1919 г. академия была закрыта.
Но школа, ставшая целой эпохой в истории отечественной духовной и интеллектуальной культуры, представляющая собой богатую традицию в области науки и педагогики, не могла исчезнуть навсегда или затеряться в смутных очертаниях полузабытых воспоминаний. Это было бы в высшей степени несправедливо. Поэтому возрождение академии было неизбежно. Открытием Духовной Семинарии (1989) и новым рождением Духовной Академии (1993) прерванная было традиция духовного воспитания вновь была восстановлена. Свой 300-летний юбилей Киевская Духовная Академия встречает с новыми силами и новым творческим потенциалом, которому еще предстоит раскрыться. И в этой энергии "новой молодости" - залог будущего успеха в деле изучения и развития православного богословия.
"Православна газета"




 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру