ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Протоиерей Владимир ЧЕСНОКОВ, Луганск.   Семья — основа Церкви Христовой

28.11.05.
Супружеская жизнь была частью замысла Божьего, когда Тот создавал человека. Брак — чудо на земле. В мире, где всё и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, полюбив друг друга, становятся единым целым, место, где рознь кончается и начинается единая жизнь.

«Мужья, — говорит апостол Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… любящий свою жену любит самого себя (Ефес.5,25,28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.» (Ефес.5,22–23)

Брак установлен Самим Богом ещё в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог, плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1,28).

Исус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт.1,27). И сказал: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт.2,24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19,4–6).

В древнем рукописном Евангелии есть место, где спрашивают Христа: «Когда придет Царство Божье?» И Христос отвечает: «Царство Божье уже пришло там, где двое — уже не двое, а одно…»

Над этим каждому надо задуматься, ведь жить врозь — мучительно, тяжело, но вместе с тем легко и привычно. Умственные интересы и вкусы расходятся, поэтому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто-то живёт для прибыли, кто-то — для культуры, кто-то ищет идеал, но я — самодовлеющая единица, мне достаточно самого себя… А на самом деле от этого получается распыление как общества, так и человечества. В конечном итоге, не остаётся ничего от того дивного, чудесного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силами.

Верующие, как и неверующие, встревожены в наши дни неустойчивостью браков и горем, которое эта неустойчивость приносит супругам и детям. Многие озабочены раздробленностью семей и безрадостностью семейной жизни. Это происходит отчасти потому, что идеал брака, когда-то существовавший, сейчас оказался для людей непонятным. Многие рассматривают брак как частный договор. Они ощущают себя отдельными людьми, вне общества, и потому имеющими право вести себя так, как им хочется. Многие рассматривают брак исключительно с общественной точки зрения. В таком случае семья делается частичкой общегосударственного аппарата, который накладывает на неё большую тяжесть. Эта тяжесть иногда оказывается непосильной.

Одни вступают в брак (я бы сказал, в сожительство), потому что они нравятся друг другу и между ними существует физическое или психологическое притяжение. Они не ищут в браке осуществления какой-либо цели, не хотят чего-то достигнуть, им кажется, что если они могут удовлетворить друг друга телесно или психологически, то всё уже достигнуто. Для этого они не ищут ни Божьего благословения, ни того, чтобы включить себя в человеческое общество и внести в него что-то новое.

Другие ищут брака, потому что между ними есть согласованность душевная, телесная, но вместе с этим и общность какого-то идеала. Они хотят стоять не лицом к лицу, а плечом к плечу, они не хотят провести жизнь во взаимном созерцании и взаимном удовлетворении, они хотят вместе вступить в жизнь и творить жизнь. В зависимости от того, каковы их убеждения, одни — неверующие — строят общество без Бога, но ищут в нем всю доступную им глубину по отношению к человеку; другие — верующие — ищут другое измерение. Некоторые верят в какое-то неопределенное божество, высшую силу и будут, с одной стороны, искать благословения этой силы, доброго слова, сказанного от имени этого божества, а с другой стороны, будут вдумываться: как можно создать брак, который был бы больше человека, был бы настолько велик, чтобы стать всечеловеческим.

Те, кто верят в Бога, будут искать осуществления брака по таким образцам, которые даны в христианской Церкви: брак как единство, как образ вечной жизни.

Первое, о чём должны думать мужья, когда они вступают в брак: им Бог вручает хрупкое существо, и муж должен быть готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, жена его и дети могут видеть в нём этот образ, то есть образ любви безграничной, преданной, самоотверженной, любви, которая готова на всё, чтобы спасти, защитить, утешить, образовать и воспитать свою семью. Это должен помнить каждый человек. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет право на свою жену, власть над ней и своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан уважением, страхом и послушанием.

А жена является иконой, образом Церкви. Апостол Павел назвал семью домашней церковью. Здесь воспитываются чувства долга и смирение, осуществляется служение друг другу. Христианская семья должна быть объединена верой, молитвой и милосердием. Она — первая школа для детей христиан. Истинные христианские супруги относятся к своим детям и с родительской любовью, и как к дару Божьему. Родители должны быть таким, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

Священное Писание учит нас, что дети — дар от Бога. Когда праматерь Ева родила первого ребенка, она воскликнула: «Приобрела я человека от Господа!» (Быт.4,1). Патриарх Иаков тоже воспринимал своих детей как благословенный дар от Бога. На вопрос Исава: «Кто это у тебя?», он отвечал: «Дети, которых Бог даровал» (Быт.33,5).

Современному секуляризованному обществу не хватает библейского отношения к ребенку, как Божьему дару. Потребительское отношение к детям совершенно недопустимо. А ведь для некоторых их дети — это «страховой полис на старость».

Писание учит, что все дети — наследие от Господа. В Псалтири сказано: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126,3). Как «наследие от Господа» дети имеют право на собственный религиозный опыт. И порою мистический мир ребенка может служить примером и для самих взрослых. Святое Евангелие учит нас от имени Сына Божьего: «В то время ученики приступили к Исусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Исус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18,1–4). Иными словами, детская непосредственность и умаленность научают нас высотам духовного бытия, достигающего порога Царства Небесного.

Мы должны и обязаны воспитывать своих детей. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5,8). Закон Божий категоричен по отношению к греху. Мы обязаны охранять от греха не только себя, но и своих детей. Сказано: «Ни сын твой, ни дочь твоя» (Исх.20,10). Премудрый Соломон призывает детей к послушанию перед родителями: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей!» (Притч.6,20). Существует в Писании и единственная (!) заповедь с обетованием: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исх.20,12) Эта заповедь — наиболее действенный «секрет» долголетия, явленный всему человечеству.

Немногие родители ныне могут сказать, что воспитали своих детей как следует. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых родителей, дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одна из причин — в самих родителях. Многие из них часто беспечно относятся к религиозно-нравственному воспитанию детей, или же до того ослеплены любовью к своим детям, что не видят в них нехорошее и стают глухими к предостережениям со стороны благожелательных людей, не прислушиваются к добрым советам. Когда же детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию — но уже слишком поздно. Воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста.

Всем известно, как скоро в земле прорастает зерно или посеянное семя. Теплота и влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток, и он показывается наружу. Так и с ребенком, который является на свет, как зерно, чтобы постепенно расти и расти. Родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка, чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке тех сил, которые возвышают человека до богоподобия. И поскольку воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, — то они должны начинать это воспитание в раннем возрасте.

Священное Писание объясняет, почему с раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «Если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», то есть если человек ещё в юности стал на добрый путь, с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает народная мудрость: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

Помните же, родители, слова Премудрого: «Если есть у тебя дети, учи их и с юности нагибай шею их». Не забывайте и сих мудрых слов: «Чему тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость оставляет».

Учите детей и учитесь у них! Исследуйте наставления святых отцов по вопросу воспитания. И особенно серьезно отнеситесь к тем словам Божьим, где говорится о взаимоотношениях между родителями и детьми. Не тяготитесь вашими обязанностями перед детьми. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский любил повторять: «Где дети, там и рай».





 Свящ. Александр РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. “..Кто о домашних не печется.. ”
 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру