ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Анатолий ГОРОБЕЦ.   Філософія, культура:
Благовестник

14.07.05
Его часто можно увидеть по телевизору в различных телешоу. Кассеты с его лекциями есть почти в каждой иконной лавке. Его знают как профессора Московской Духовной Академии и старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Он один из самых популярных и активных проповедников Православной Церкви. Но чаще всего его называют просто -диакон Андрей Кураев.

Диакон Андрей Кураев с миссионерским визитом побывал в Никополе
Каким образом отец Андрей оказался в нашем городе? Ведь график его миссионерской жизни настолько плотный, что за последний год он успел побывать с лекциями в более чем ста городах мира, от Парижа до Южно-Сахалинска. «Уговорил» его клирик Крестовоздвиженского храма отец Игорь (Мельников). Уж не знаю, как он убедил столь занятого человека приехать в Никополь, но вечером 9-го июня отец Андрей прибыл в наш город.

Следующий день был расписан поминутно. Диакон Андрей встречался с горожанами, затем была встреча с работниками горисполкома и прессой. После этого отец Андрей отправился в Орджоникидзе на встречу с людьми. И, наконец, вечером состоялся «Прямой эфир» на телеканале «Кварц».

Нет возможности пересказать все, что говорил диакон Андрей на своих лекциях. Этой информации хватило бы на целую книгу. Остановлюсь лишь на том, что интересовало многих из присутствующих, и о чем наш гость не любит говорить. О нём самом. Как шутит сам профессор богословия: «Кураеведение» – самый скучный из предметов». Но все-таки дерзну немного ввести вас в этот курс, чтобы утолить обычное человеческое любопытство, которым болен и я сам.

Андрей Вячеславович Кураев родился в Москве в 1963 году в атеистической семье. В Бога он не верил, а в старших классах школы выпускал стенгазету под названием «Атеист». Видимо это повлияло на то, что, поступая в Московский государственный университет, он выбрал кафедру научного атеизма на философском факультете. И вот тут будущий диакон Русской Православной Церкви впервые встречается с православной литературой. Он получает доступ к библиотеке, в которой были книги, конфискованные советским режимом у Церкви. Читая, сравнивая, делая выводы, юноша столкнулся с тем, что пропаганда безбожия врет. Доводы в пользу атеизма, которые раньше казались незыблемы, разрушились один за другим. Это еще не была вера, но уже тогда в нем сформировалась склонность к кропотливому анализу и критике по отношению ко всему, что он слышит и читает (похоже, что эта черта характера сохранилась у отца Андрея на всю жизнь).

На третьем курсе МГУ Андрей Кураев увлекается книгами Достоевского. Именно тогда он понял, что существует реальное зло – дьявол. А раз есть дьявол, опасное, хитрое и умное существо, то значит и есть Тот, Кто ему противостоит. Тот, Кто выше и сильнее его - Христос. Как говорил сам отец Андрей, именно тогда у него прошло ощущение внутренней пустоты, и в жизни появился настоящий смысл. Осенью 1982 года девятнадцатилетний Андрей Кураев тайно крестился. Если бы кто узнал о том, что студент кафедры научного атеизма принял Христа, были бы большие неприятности.

Окончив университет, Андрей поступает в аспирантуру, но затем бросает ее и становится секретарем ректора Московской духовной академии. А вскоре он поступает и в духовную семинарию.

В 1988 году произошло событие, которое сильно повлияло на дальнейшую судьбу Андрея Кураева. Его пригласили на атеистический диспут в Коломенский педагогический институт. И там, в присутствии множества студентов и преподавателей, он, семинарист, разбил своими доводами в пух и прах матерых, профессиональных атеистов. Дошло до того, что обком КПСС вынес специальное постановление о «катастрофическом положении» в данном институте, а некоторые «большие дяди» решили избавиться от наглого семинариста и отправить его подальше от Москвы.

Таким образом, Андрей Кураев оказался в Румынии. «Большие начальники» еще не знали, какую услугу они оказали будущему православному миссионеру. Два года, проведенные в Румынии, оказались очень важны для него. Он там впервые увидел нерусское Православие, столкнулся со старыми церковными традициями, которые у нас были искоренены в советское время. Он увидел Православие в силе. Румыния – это единственная страна из бывшего советского блока, в которой церковь по Конституции не была отделена от государства.

Отец Андрей рассказывал любопытную историю, объясняющую, каким образом Православие в Румынии сохранило свою силу и влияние. Во время войны, в 1944 году, один священник уже уходил домой и готовился закрыть храм. Внезапно к нему подбежал запыхавшийся человек и попросил убежища. Священник пустил его внутрь и запер за ним дверь. Тут же прибежала полиция и спросила о беглеце. Батюшка сказал, что видел какого-то человека и махнул рукой в сторону: мол, ищете там. Затем он выпустил незнакомца, когда опасность миновала. Как оказалось впоследствии, этот человек был никто иной, как Георгиу Деж, лидер румынских коммунистов, который сбежал из нацистского плена. Когда он стал Генеральным секретарем ЦК КП Румынии (т.е. фактически Президентом), то он вспомнил о добром поступке некоего священника. Он разыскал его и силой своего влияния заставил сделать его главой Румынской Православной церкви. Этот батюшка стал патриархом Юстинианом. Таким образом, Православие сохранило свой официальный статус государственной религии, а священникам третью часть зарплаты выделяли из бюджета страны.

Эти подробности важны потому, что пребывание в Румынии стало для Андрея Кураева важным жизненным шагом. Своеобразным «университетом». Именно там он был рукоположен в сан диакона.

В 1990 году, когда новым Патриархом РПЦ стал Алексий II и ему понадобился секретарь-референт, то ректор МДА рекомендовал ему отца Андрея. Он рассказывает о своей встрече с Алексием II: «Патриарх встретил меня с улыбкой: «Говорят, Вы хорошо умеете писать?» - «Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии - чтобы не повторять десять раз одно и тоже». Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: «Нет, Ваше Святейшество...» Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фактически многое зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание».

В начале 1993 года Андрей Кураев вновь с головой окунается в мир, который он с любовью называет «мои духовные академии». Он становится деканом богословского факультета в новом православном университете и одновременно преподает на родном факультете МГУ, который теперь называется не именем научного атеизма, а – история религии. Как шутит сам отец Андрей, его карьера идет не снизу вверх, а наоборот. «Я начал с должности секретаря Патриарха, затем стал деканом, далее просто профессором. В старости, хочу закончить сельским диаконом». Когда в зале раздался дружный смех, он вполне серьезно добавил: «Не смейтесь. У меня очень высокие требования. Выделенная линия интернета сюда тоже входит». Андрей Кураев активно пользуется современными возможностями коммуникации. В Интернете у него есть свой сайт (www.kuraev.ru), на котором общается множество людей разных конфессий по различным волнующим вопросам. Там же можно найти большинство книг, написанных отцом Андреем.

Кстати, о книгах. Их уже тридцать семь, на разные общественные и богословские темы. Отец Андрей поднимает вопросы современной культуры, говорит о современном школьном образовании, обсуждает проблемы терроризма, сектантства и многое другое. Его труды отличаются простым, легким текстом, который хорошо воспринимается даже неподготовленными читателями. Книги сопровождаются множеством примеров и различных историй, которые ярко иллюстрируют ту или иную проблему. Как говорит отец Андрей: «Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает...» Именно поэтому на свет появляются книги, как для молодежи, так и для людей пожилого возраста, которые действительно сейчас нужны, потому что говорят они о важном и наболевшем, и не «штампами», а живым, современным языком.

В своих публикациях диакон Андрей прямолинеен и, если надо, резок. Он никогда не будет говорить на черное – белое. Если внутри Церкви присутствуют какие-либо недостатки, он об этом говорит прямо, за что не раз подвергался критике со стороны некоторых лиц из духовенства РПЦ. Но такой подход очень эффективен. Он привлекает внимание людей к проблемам, от которых надо избавляться. Это как если бы больной пришел к врачу, и, не скрывая, рассказал все о своих болячках. Тогда доктору будет гораздо проще избавить пациента от них. Отец Андрей действует подобным образом. Он говорит о суеверии и языческих обычаях, которые до сих пор живут в лоне церкви, о страхе христиан перед «порчей» и «сглазом», о различном подходе к проблеме кодов и так далее.

Надо признаться, что я представлял Кураева несколько иным, чем он оказался в жизни. Он настолько часто появляется в средствах массовой информации, настолько много ездит из города в город, что у него уже сложился имидж публичного человека, открытого к общению. На самом деле, отец Андрей оказался очень молчаливым и малообщительным (в хорошем смысле слова). Нет, не подумайте, он всегда готов подробно ответить на вопрос и поговорить о чем-либо. Но, как правило, эти разговоры начинает кто-то, а не он сам. Когда его оставляют в покое, он либо задумчиво молчит, либо в его руках оказывается какая-либо книга, в которую он тут же погружается. Во время пребывания в Никополе он ухитрялся читать в перерывах между встречами, и даже за несколько минут до «Прямого эфира» на телевидении.

С кем он первым с удовольствием шел на общение – это дети. Причем неважно, кто перед ним, малыш двух месяцев от роду или подросток лет четырнадцати. Его уставшие глаза тут же оживлялись искренним интересом. Когда он с ними общался, меня не покидало ощущение, что он детям «свой». Он говорил с ними на одном языке о том, что им интересно. В Орджоникидзе, когда к нему подошел подросток и попросил автограф, мешая свою речь словами «типа», «короче» и «чисто», то Кураев взял ручку и написал прямо на его футболке: «Христос Воскресе» и расписался. Парень ушел весьма довольный и гордый, предварительно попросив у отца Андрея адрес его электронной почты и сайта.

А вот с кем отец Андрей общался без интереса, так это с журналистами. С ними ему было скучно. Может быть, от слишком глупых и бессмысленных вопросов, которые задавали наши местные репортеры. Не знаю, но пресс-конференция в горисполкоме проходила натянуто и довольно быстро закончилась.

Где отец Андрей чувствует себя как рыба в воде, так это во время своих встреч с людьми. Когда он видит перед собой заполненный зал, тысячи глаз, с интересом глядящих на него, он может говорить часами без остановки. Обе встречи, как в Никополе, так и в Орджоникидзе, были прерваны не самим отцом Андреем, а его помощниками, которые напоминали ему о том, что пора заканчивать. Время пролетало незаметно. Причем известного миссионера приходили послушать не только православные. В Орджоникидзе на встречу пришла группа протестантов, которая задала несколько вопросов и с интересом слушала до самого конца.

Закончить свой маленький рассказ об отце Андрее я хочу тем ответом, который получил от него на пресс-конференции. На вопрос, почему в наше время так мало православных миссионеров, он ответил: «О ком мы обычно молимся – о плавающих, путешествующих и т.д. А о тех, кто приносит Добрую Весть о Христе ни слова. А ведь написано: «жатвы много, а делателей мало; молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37-38). Но, к сожалению, о них не молятся. Это одна из причин, почему так мало православных проповедников, которые бы несли Евангелие людям».

Что тут скажешь? Все правильно. Но ведь исправиться никогда не поздно. Давайте прямо сейчас помолимся о православных миссионерах и о приснопутешествующем диаконе Андрее.


 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру