ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО.   Хорошую религию придумали индусы?

11.01.2005
Размышления о молитве и медитации.
Высшая мудрость – различать благо и зло (Сократ).
Всем хорошо знакомо устоявшееся еще со времен «исторического материализма» и, не потерявшее своей актуальности поныне, ставшее почти идиоматическим, выражение «тлетворное влияние Запада». Выражение насколько претенциозное, настолько и объективное. А что же Восток? Ведь Украина и территориально, и ментально находится на изломе двух совершенно разных миров. И еще Блок всех нас небезосновательно и, может быть, для кого-то обидно называл «азиатами».

Симптомы времени
Географическое соседство с различными по этническому, религиозному, политическому признакам государствами во многом отражалась, отразилось и продолжает отражаться на сознании и мировоззрении наших граждан. Нужно положительно признать, что влияние это естественное, неизбежное и, пожалуй, органическое, поскольку еще с античных времен известная поговорка гласит о том, что с кем поведешься, у того и наберешься. Трудно опровергнуть справедливость данного продукта вековой мудрости. Вполне закономерное обогащение или оскудение своего потенциала за счет сопредельных стран выглядит природным и обуславливается исторической реальностью. И все бы ничего, если бы нашему своеобразному и оригинальному славянскому характеру была неотъемлемо присуща такая важная черта, как чувство меры. Черта, родственная качествам рассудительности и избирательности.

Мы же, к сожалению, не успев, как следует определить собственную самоидентичность и, не познав самих себя, пытаемся познать весь мир. Недостаточно нам естественного внешнего влияния, мы стремимся еще и искусственно впитать в себя все то, что блестит, но при ближайшем рассмотрении золотом не является. Более того, интерес наш не ограничивается культурными находками и религиозным инвентарем ближайших соседей. Мы смотрим дальше. Нам кажется, что мы не близоруки и в состоянии даже за горами, где, как известно, всегда все лучшее, рассмотреть что-то возвышенное и полезное.

Читатель, вероятно, уже догадался, что речь в статье пойдет преимущественно о ценностях духовных и духовном влиянии. И определить нам предстоит: все ли, называемое духовностью, таковой является.

Памятны те сравнительно недавно отправленные в мусорную корзину истории времена, когда на прилавках книжных магазинов стала появляться так называемая альтернативная, а, следовательно, неподвластная уже идеологической цензуре духовная литература. Плохо это или хорошо? Однозначно сказать трудно. Хорошо, что появилась возможность приобрести что-то душеполезное. Вместе с тем плохо, поскольку то святое место, которое оставалось пустым с эпохи торжества в наших душах материалистического мировосприятия, грозило заполниться ложной духовностью.

Именно с тех недалеких пор на ищущего решения вечных вопросов бытия читателя с книжных стеллажей стали открыто взирать жизнерадостные упитанные индуски и тощие отрешенные йоги. Все, что связывалось с Индией и экзотической индийской религиозностью, вызывало восторг и благоговейный трепет, а значит, раскупалось. Кроме того, в комплекте с какой-нибудь «Тибетской книгой мертвых» можно было выгодно продать в нагрузку залежавшуюся в пыли невостребованности «Малую землю» или «Большой словарь атеиста». Карманы продавца пополнялись, душа покупателя опустошалась.

И образованный интеллигент, и крестьянка со средней школой за плечами, напившись нектара эзотерического знания, садились в позу лотоса, выметали из головы метлой надмирной мечтательности мусор житейских проблем и терпеливо ждали того момента, когда, наконец, смогут взлететь над грешной землей и материализовать свои самые смелые мысли. Всякая «просвещенная» доярка наверняка знала, что в прошлой жизни она была придворной фрейлиной, а ее муж в будущем воплощении, если бросит дурные привычки в настоящем, сможет стать учителем словесности в каком-нибудь престижном европейском университете. В общем, внешне все выглядело довольно светло и иллюзорно. Сложно сказать, сколько из тех, кто окунулся в таинственный мир Востока, научились левитировать и материализовывать воображаемые яблоки, но с определенностью можно констатировать, что весь набор средств и целей, выбранный новоиспеченными адептами восточной мистики, однозначно относится к сфере псевдорелигиозности и псевдодуховности.

И прежде, чем автор попытается аргументировать свои безапелляционные и на первый взгляд резкие утверждения, позволь, дорогой читатель, нанести на лист твоего представления о духовной жизни и религии еще один штрих. На сей раз кинематографический.

В популярной отечественной комедии «Спортлото-82» южная тетка принимает в гостях своего северного племянника. Она проводит его по своему дому и, знакомя с уже поселившимися у нее курортниками, открывает туалет, где перед глазами молодого человека предстает доморощенный йог, нисколько не стесненный недостаточностью пространства отхожего места и сидящий (или как сказать?) головой в унитазе. Находящийся в состоянии полной атараксии (безразличия) йог игнорирует происходящее и продолжает отсутствующе медитировать. Тетушка и племянник с выражением недоумения на лицах удаляются дальше.

Профилактическая прививка
Последуем далее и мы. И определимся, прежде всего, с тем, что же такое религия. Сделаем это для того, чтобы оппоненты не обвинили нас в злопыхательстве, выраженном в прибавлении к словам «религия» и «духовность» приставки «псевдо».

Итак, латинское слово «религия», отражающее сущность явления, в переводе на привычный для нас язык означает совестливость или благочестие. Вам показалось, что это лингвистическое изыскание ни о чем не говорит? Совершенно верно, ибо мы не вправе огульно обвинить в бессовестности и порочности представителей или, как в нашем случае, – сочувствующих индийским культам и мистическим практикам. С нашей стороны это выглядело бы предубежденной несправедливостью. Но чтобы справедливость была хотя бы этимологической, пока без претензии на убедительность отметим, что существительное religio происходит от латинского глагола religare, выражающего действия связывания или соединения чего-то с чем-то или кого-то с кем-то. Надеюсь, в контексте нашей темы, читателю понятно на связь кого и с Кем идет речь?

Действительно, первостепенное назначение религии, происходящее из глубины человеческой природы, – соединение создания с Создателем, личности сотворенной с Личностью сотворившей. Таким образом, общение с Творцом и является тем стержнем, на который нанизываются все другие аспекты духовной жизни. В христианстве это общение принято синонимично заменять глубоким и теплым словом «молитва».

В православном понимании молитва, как отмечает проф. С.М. Зарин, «служит преимущественным выражением личного общения христианина с Богом, как Спасителем и Освятителем». Известный писатель и подвижник XVI века преподобный Нил Сорский пишет, что молитва – это «беседа ума с Богом». Оба эти высказывания важны для нас.

Молитва – не монолог, а беседа, в которой Господь отвечает душе и озаряет ее благодатью Святого Духа. Освящая внутренний мир человека, Бог учит искать, прежде всего, Его: не временного, материального, но вечного и подлинно ценного. Человек, беседующий в молитве с Богом, сознает, что Бог – высшее, всемогущее и полное любви Существо, перед Которым надо благоговеть. Он – Отец, которого надо слушаться. Такой молитвенный опыт содействует нравственному совершенствованию человека и ведет его к высшему благу – Царству Небесному. Он усиливает в человеке чувство покаяния и ревность к исполнению заповедей Божиих. Вот образец такой молитвы: «О, Господи, сжалься над нами! Отрезви наши мысли, кружащиеся в суете. Даруй нам сокрушение и слезы, чтобы ими просветилась слепота нашего сердца, и мы могли узреть путь, которым шли вслед Тебе отцы наши».

Следуя путем покаяния и самосовершенствования, подвижник приближается к истинному боговедению. И знание Бога станет совершенным тогда, когда человек достигнет любви к Богу и ближнему, ибо «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8).

Из истории болезни
Обозначив главные стороны молитвенного общения с Творцом и его следствия, перейдем, наконец, к рассмотрению практики медитации и следствий (или последствий), связанных с ней.

В отличие от христианского опыта встречи с личным Богом как святым Существом, восточный мистический опыт «озарения» дает переживание растворения сознания в океане безличного. Соответственно, опыт этот никогда не приведет к началу покаяния. Более того, многочисленные примеры говорят о том, что он может порождать гипертрофированное чувство собственного достоинства, подчас переходящее в манию величия. Таков результат подобного «созерцания» нашего молодого современника Д.В. Кандыбы, описанный им в книге «Основы СК-терапии». По его мнению, духовный опыт Иисуса Христа, Будды, Кришны представляет собой лишь частные случаи великого и единого Сознания Кандыбы.

Возможно, этой душе уже никогда не дано будет воскликнуть подобно пророку Исаии: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами» (Ис. 6, 5). Это значит, что для этой «озаренной» души навечно будет закрыт путь к спасению.

Теперь подробно рассмотрим медитацию раджа-йоги, как одну из восточных мистических практик, которая служит якобы средством для достижения высшего знания, обретения сверхспособностей, власти над стихиями природы и людьми. При этом используются лишь психотехнические приемы и некоторые ограничения либо телесные, либо предписания, носящие приземленный, человеческий (не Божественный) характер: отказ от мяса, рыбы, азартных игр, спиртных напитков, наркотиков.

Нет ни слова о покаянии, совести, сокрушении сердца, Страхе Божием, о жертвенной любви к Богу и людям, нет призыва носить тяготы других и положить душу за други своя.

Мир в раджа-йоге воспринимается как некая аморфная масса, как некий материал, из которого можно создавать что угодно сообразно своим установкам: «Меняюсь сам – изменяю мир». Последователей раджа-йоги обучают внимательно следить за своим настроением. Ни одна мысль, поступок, внешнее событие «не должны омрачать моего настроения», приносить дискомфорт. Таким образом, считается негативным все то, что нарушает внутренний покой. Не достижение ли это своеобразной духовной анестезии?

С позиций общечеловеческой нравственности призыв к душевному комфорту как самоцели весьма сомнителен. Чувство сострадания, боль за ближнего, протест против насилия и несправедливости, определяющие нашу социальную активность, разве происходят из стремления к душевному покою? Не есть ли такая позиция проявлением духовного паралича? «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими», – призывает нас апостол Павел (Рим. 12,15).

Между тем, с медицинской точки зрения, требование мыслить только позитивно не соответствует возможностям человека, является основой формирования глубокого психического конфликта и поиска бессознательных нерациональных форм защиты.

Самое главное, что стремление к достижению мнимого благодатного спокойствия приводит к невосполнимым духовным потерям. «Безболезненность сердца, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – ослепляет разум».

Обратим теперь наше внимание на психотехнические приемы, которые включает в себя техника медитации. Во-первых, это манипулирование вниманием. Требуется сосредоточение на внешнем предмете, т.е. сначала оно опирается на чувственный объект. Следующий этап – активное воображение создает некий образ. Далее происходит конкретизация и овеществление видения, тем самым порождения фантазии обретают подобие материальности, которая как бы заменяет физическую природу. Иная действительность создается якобы из вещества души. В заключение упражняющийся пытается слиться с предметом медитации, растворить в нем свое сознание и индивидуальность.

Такая чувственно-фантастическая йогическая концентрация, связанная с образом и представлением, диаметрально противоположна концентрации православного подвижника – умной молитве без искусственно вызываемых образов.

Особое место в восточных духовных практиках занимает мантра-йога – метод кришнаитов, тибетского буддизма, трансцендентальной медитации и других учений. Целью мантра-йоги является не просто достижение знаний и видений, развитие способностей, но непосредственное чувственное видение и общение с «божеством мантры» (например, с Кришной). Плодом такого общения является состояние так называемого блаженства и счастья.

Слово мантра происходит от двух слов: манум и тра – освобождение ума от оценки жизненных явлений. Утверждается, что если долго и упорно повторять мантру, которая является именем одного из божеств индусского пантеона, можно удостоиться визита этого божества. Каждая мантра отличается особым именем и имеет шрифт или опору, которая в ходе повторения мантры удаляется и человек получает возможность видеть божество мантры.

Соглашаясь с тем, что мантра может вызвать низшую сущность, то есть беса, эти учения не дают способа различения высших и низших сущностей. Более того, представители современных духовных школ считают, что ангелы и демоны возникают в результате кармы, и каждый из них может быть или ангелом, или демоном!

С точки зрения христианства, подобный взгляд на устроение духовного мира должен привести к демоническому обольщению. Христиане имеют совершенно ясные признаки различения духов: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 2-3).

Рассмотрим еще одну духовную практику – динамическую медитацию, применяемую последователями учения индийского гуру Шри Раджниша. Техника внутреннего роста в ней строится на том, что духовный рост адепта ставится в зависимость от приближения и привязанности к личности гуру. И все это сопряжено, якобы, с идеей личной свободы. Объясняется, что с помощью такой духовной практики «снимаются последствия предыдущего жизненного опыта, обретается энергия». Каждый сеанс динамической медитации начинается с хаотического дыхания под удары барабана. За счет сопровождающей такое дыхание гипервентиляции легких человек пьянеет от переизбытка кислорода. Ему советуют кричать, кататься по полу, делать любые произвольные движения. Особое состояние, переживаемое при этом человеком, объясняется как нечто таинственное, возможное только благодаря некоему секрету, которым обладает гуру. На самом же деле, по мнению медиков, это явление имеет четкое физиологическое объяснение и представляет собой не более чем трюк.

В секте вместе с гуру Раджнишем работали профессиональные психотерапевты. Руководители внушали людям, что они сами виноваты в своем предыдущем мучительном состоянии, поскольку они были… неадекватны в своем поведении. Через несколько дней человек теряет способность размышлять, становится «личностью» без собственной биографии. Теперь он готов разделить новую доктрину. Для этого необходимо принять в себя гуру. В этом состоянии у людей нет ни капли рассудительности, они вне реальности, вне истории. В результате, без помощи психиатра бывшие последователи секты не могут вернуться к нормальной жизни.

А что же говорит современная наука о рассматриваемых явлениях? Состояния, в которые приводят себя искатели погружения в сверхчувственное, наблюдаются в гипнотизме, сомнамбулизме и разных душевных болезнях, таких, как истерия, эпилепсия и т.п., вообще в состояниях, связанных с изменением функционального состояния (угнетения) коры полушарий мозга.

В медитативном состоянии у йога угнетаются многие жизненные функции (пульс, дыхание), в том числе и активность коры головного мозга. Этому способствуют задержка дыхания, сдавливание вен и артерий при неестественных позах. Исследования, проведенные проф. А. Берестовым, показали усиление при медитации гиперсинхронных разрядов на электроэнцефалограмме испытуемых, угнетение альфа-ритма (основного ритма) мозга, появление его эпилептической активности.

Как известно, правое полушарие нашего мозга отвечает за формирование эмоционального статуса. С его деятельностью связывают, например, переживание чувств сострадания, жалости. Левое полушарие – это логическое мышление. Результаты свидетельствуют об усилении под воздействием медитативных практик межполушарной асимметрии. При таком изменении физиологии мозга меняется и психика. Безупречная логика может сочетаться с холодностью эмоций, жесткая рассудочность – с отсутствием жалости и сострадания. Именно леденящий холод чувствуется от тех, кто поднялся на мнимые духовные вершины, следуя оккультным путем. С точки зрения христианства – это путь духовного самоубийства.

О здоровом образе жизни
В противоположность оккультному пути, христианин, имеющий единственной целью общение с Богом, всегда, на всех этапах духовной жизни держит свою душу сосредоточенной и активной. Христианин не отрешается ни от своего ума, ни от своего сознания – невозможно, чтобы Дух премудрости делал человека лишенным ума. Здесь не может идти речь о распаде личности, напротив, идет собирание душевных сил воедино, их концентрация. Происходит это при взаимном действии Бога и человека (синергии): на усилие и старание Господь отвечает Своей благостью.

Молитва преображает все естество человека. В сердце, очищенном от страстей, поселяется и господствует любовь. Ум выводится за пределы человеческого и переходит в область Божественную, освобождается от рассеянности, привязанности к вещам мира. В тайне молитвы пробуждается внутренний человек, начинает быть слышным голос сердца, глубочайший, интимнейший, заглушенный в обычных условиях шумом эмоций, помыслов и страстей. Тепло любви, согревающее сердце православного подвижника, становится источником радости и утешения для окружающих.

Так преобразуется человек, ищущий и находящий Царствие Божие, которое, по словам Спасителя, внутри нас (Лк. 17, 21).

Эпикриз и меры предосторожности
Подводя итог, после всего изложенного выше, осмелюсь, наконец, иронично (для отрезвления некоторых, может быть, так и нужно иногда) заметить, что голова того кинематографического персонажа, речь о котором шла в начале статьи, похоже, находилась в унитазе не только в прямом смысле. И не позволишь ли мне, уважаемый читатель, ознакомившийся с моими рассуждениями, после фразы «хорошую религию придумали индусы» из песни В. Высоцкого, вынесенную в заглавие, поставить все-таки вопросительный знак, а не утвердительную точку?

Да, и еще. Если вдруг увидишь где-нибудь красочную афишу с изображением очередного Остапа Бендера в чалме, приглашающего тебя на «материализацию духов и раздачу слонов», – не ходи. Тебе есть Куда идти.





 Протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО. Типология отечественной философской мысли
 Кандидат богослов’я протоієрей Вадим БОНДАРЕНКО. Афон і Україна: Багатовікова духовна спільність
 Протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО. Исторический очерк о Спасо-Преображенском Новгород-Северском монастыре
 Протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО. Церковь и высшая школа
 Голова Держкомітету у справах релігій В. БОНДАРЕНКО. " Держкомрелігій і прагне отримати право контролю за діями місцевих органів влади…"
 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру