ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Александр АНДРУЩЕНКО.   Стяжатели и нестяжатели

"Легче верблюду пройти через иглиное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное". Эти слова в XV веке взяли за основу люди, считающие, что монастыри должны жить чуть ли не в нищете, а Церковь не играет никакой роли в истории государства. Чтобы доказать это, провокаторы не побоялись на страницах своих бездарных фолиантов "поссорить" между собой двух выдающихся подвижников благочестия - преподобного Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Да-да, именно "поссорить"... Заочно и посмертно. Они изобразили преподобного Иосифа в виде злостного администратора и корыстного магната. А чтобы окончательно дескредитировать его в глазах сообщества, воспользовались учением преподобного Нила Сорского "о нестяжании". Но история не терпит лжи и обмана. Как город, стоящий на вершине горы, не может укрыться, так и ложь долго не может оставаться в тени...

Иосиф Волоцкий
Сторонники нестяжания, глядя на внешнее благолепие Свято-Успенского Волоколамского монастыря, считали преподобного Иосифа Волоцкого недостойным монашеских обетов. Скорее всего, они даже не пытались разобраться, как сам он относился к этой пышности. А ведь через все письменные труды преподобного красной нитью проходит мысль о возможности прекрасно сочетать личное нестяжание монахов с богатством всей обители. Эти идеи он сумел воплотить в основанном им Свято-Успенском монастыре в Ламском Волоке. Сегодня ученые особо не утруждают себя тем, чтобы подсчитать, сколько чего было в этой обители. В доказательство же чрезмерной меркантильности Иосифа предлагают обратить внимание хотя бы на то, как была устроена в монастыре система поминовений.
Дело в том, что Иосиф кроме синодика (который прочитывался в притворе) ввел так называемые "вседневные поминания". Во время проскомидии священник, вынимая частицы из просфоры, поминал "принесших и их же ради принесоша". По тем расценкам все это стоило очень дорого: "ввек" за вклад более 50 рублей за душу, а за меньший вклад - по принципу "год за рубль".

Непонимание такой системы порождало ссоры и конфликты. Так, княгиня Мария Голенина была возмущена тем, что ее мужа и двоих сыновей не поминают каждый день, хотя она вложила значительную сумму. В ответ Иосиф спокойно указывает, что ее вкладов хватило лишь на синодик. "Что касается вседневного поминовения, - замечает он, - надо за семь лет заплатить 20 рублей. И не нужно называть это грабежом - таков монастырский обычай, и воля княгини - следовать ему или нет". Как видим, дело поминовений в обители было поставлено на солидную коммерческую основу, а снисхождения не делались даже по отношению к "своим". А ведь сын Голениной был иноком Волоколамского монастыря.

К тому времени преподобный имел уже немалый авторитет. Отчасти благодаря борьбе с ересью жидовствующих. Поэтому отдельные возмущения не смогли поколебать прочную систему, установленную подвижником. В обитель для поминовения часто вкладывали не только деньги, но значительные земельные участки и даже целые села. В результате Волоколамский монастырь за короткое время приобрел огромные материальные богатства...

Но сторонники нестяжания забывают о том, что эти средства были общими, тогда как каждый монах имел минимум личных вещей. Более того, эти богатства преподобный Иосиф Волоцкий широко использовал в благотворительных целях. В голодные годы в обители питались до семи тысяч бедствующих крестьян. В обычные дни - 400-500 человек. Для этого монастырь продавал скот, одежду и даже залез в долги. Также усилиями насельников был построен приют для беспризорных.

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой представляет модель деятельности основанного преподобным Иосифом Свято-Успенского Волоколамского монастыря в виде концентрических кругов. Сердцевина - непосредственно монастырь. Это огражденное место с храмом в центре, куда не только верующие, но и сами иноки приходили лишь для того, чтобы молиться и каяться в грехах. Это и есть самое важное предназначение православного подвижника. Второй круг - монастырь берет на себя просветительскую работу. Третий круг - это система благотворительных учреждений: богадельни для бездомных и нищих, сиротские приюты, сиропитательницы (вроде современных столовых для бомжей). История знает немало случаев, когда во время голода и неурожая монастырь кормил всю округу. И, наконец, четвертый, самый пространный круг - это экономическая сфера: села, деревни, мощная школа хозяйствования и возделывания земель. И все это принадлежало монастырю.

Но не преподобному Иосифу лично, как пытались показать это провокаторы. О личной нестяжательности преподобного Иосифа Волоцкого красноречиво свидетельствует его образ жизни. Так, в июне 1479 года подвижники заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери. Немало потрудился при строительстве обители и сам ее основатель. "Он был искусен во всяком деле: валил лес, носил бревна, рубил и пилил". Днем он работал со всеми на монастырском строительстве, а ночи проводил в уединенной келейной молитве.

Несмотря на огромные владения, преподобный Иосиф Волоцкий был образцом воздержания и умеренности. Внешне он ничем не отличался от простых послушников - тоненькое, холодное рубище было его постоянной одеждой, а лапти из древесины служили ему обувью.

Таким образом, благолепие монастыря - только внешнее. В основу же его Устава было заложено полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. Все у насельников было общим: одежда, обувь, пища... Иноки ничего не могли принести в келью без благословения настоятеля. Даже книг и икон. Часть своей трапезы они, как правило, оставляли бедным.

Благодаря подвижническому образу жизни все живущие вокруг монастыря считали преподобного Иосифа своим покровителем. Сильные мира сего брали его в восприемники для своих детей, ему открывали свои души на исповеди, просили руководства в сложных жизненных ситуациях. А простой народ находил в обители пропитание в случае крайней нужды...

Нил Сорский
Всю свою жизнь преподобный Нил Сорский шел по пути "умного делания". По этому пути шли все, кто подвизался в его скиту на реке Сора - крохотной церквушке и нескольких келиях вокруг. Все здесь было сориентировано на безмолвие, изучение Священного Писания и молитву. Общей трапезы в скиту не было. Каждый насельник мог вести свое хозяйство, которое было весьма скудным, а кормиться должен был исключительно собственным трудом. Плоды этих трудов разрешалось продавать за символическую цену. Храм в скиту не был украшен традиционной утварью. А монахам запрещалось иметь в своих кельях ценные вещи. Как видим, единомышленники преподобного Нила Сорского (Заволжские старцы) придерживались принципов как личного, так и коллективного нестяжания. Оно было настолько радикальным, что не приветствовалась даже милостыня. Нестяжание считалось выше каких бы то ни было подаяний. По мнению преподобного Нила Сорского, монах должен был творить душевную милостыню, а не телесную. То есть помогать нуждающимся словом и молитвой. Сам преподобный Нил считал, что дело монаха - кормиться трудом своих рук, пребывая в непрестанной молитве. Он не отрицал благотворительности полностью, но суживал ее до минимума, исключающего какие-либо социальные и церковно-государственные программы. "Вот у меня есть кусочек хлеба, - рассуждал он, - я могу лично поделиться своим куском хлеба со своим соседом". Но иметь специально резерв, запас - на случай войны, голода или общественных потребностей - это, как он считал, не его служение, это монаху не должно и в голову приходить...

В скит не пускали женщин. Монахам же не разрешалось выходить за пределы обители ни под каким предлогом. Жили они по два человека в кельях, расположенных в дремучем лесу вокруг Свято-Сретенского храма. Собирались на общее богослужение только накануне воскресных и праздничных дней. Причем, Всенощное бдение, на котором после каждой кафизмы полагалось еще два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалось всю ночь. Все остальное время каждый трудился и молился в своей келье. Таким образом, главным подвигом "заволжских старцев" была борьба с помыслами и страстями. Устав скита не предусматривал участие иноков в жизни общества.

В своей личной жизни преподобный Нил также отличался особой нестяжательностью и трудолюбием. Вода из колодца, который он выкопал собственными руками, имела целебную силу. За святость жизни старца глубоко почитали современные ему русские иерархи.

Избегая почестей, перед своей кончиной он завещал ученикам бросить его тело на съедение животным или похоронить его без всякой торжественности на месте своего подвига...

Нельзя, тем не менее, однозначно утверждать, что преподобный Нил Сорский вообще не принимал участие в общественной жизни. Он присутствовал на Соборе 1490 года.

Мнимый спор
Непонятно, на каком основании некоторые ученые во всеуслышание утверждают, что преподобный Нил Сорский и Иосиф Волоцкий находились по разные стороны баррикады. Тем более, история-то говорит совершенно обратное. Известно, что преподобный Иосиф высоко ценил духовный авторитет Нила и даже посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы. Так что теория о противоречиях между двумя подвижниками - миф, придуманный противниками Московского князя. В своих политических целях они попытались опровергнуть мнение авторитетного церковного деятеля преподобного Иосифа Волоцкого о решающем значении монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни. Что же использовать для этого, как не учение преподобного Нила Сорского "о нестяжании"! Предварительно исказив его. Таким образом, они запутали многих, заставив поверить в противоречие между преподобными.

В действительности же, преподобные Нил и Иосиф вошли в историю как представители двух направлений одной монашеской традиции. Они ни в коем случае не опровергали друг друга. Скорее, наоборот - дополняли. У них была общая цель - "спастись самим так, чтобы вокруг спаслись многие". Только шли они к ней несколько разными путями. И в этом нет противоречия, ведь Евангелие говорит, что многими способами надлежит войти в Царство Небесное. Как видно из Устава преподобного Иосифа, полное нестяжание, отказ от понятия "твое-мое", был характерен для его монастыря так же, как и для скита Нила Сорского.

На отсутствии противоречий между двумя подвижниками настаивал выдающийся богослов и общественный деятель начала XX столетия протоиерей Георгий Флоровский. Одну из своих интереснейших статей он так и назвал - "Империя и Пустыня". "Пустыня - это уединение и молитва, христианский аскетизм, подвиг отшельников, столпников, безмолвников, - говорится в статье. - Империя - это иные формы духовности и подвига. Это государственными, экономическими, духовными и военными средствами созидаемое и ограждаемое пространство спасения для всех - для всего "крещеного мира". Это соборный труд и соборный подвиг, духовные и социальные иерархии, православные культура, наука и искусство. Это - литургия в буквальном смысле греческого слова: "общее дело", "общественное служение" во всех областях жизни и деятельности".

Естественно, в первые века христианства, во времена гонений, Церковь не имела общественного признания, величественных храмов, пышного богослужения... Но с падением тирании император Константин крестил языческую Римскую империю и ввел в нее Церковь. С этого времени Церковь, сохраняя в своих недрах (в основном, благодаря монашеству) идеалы и ценности Пустыни, начинает стремиться к православно-державному началу. И это естественно. Император возводит великолепные храмы, его мать Елена едет в Иерусалим, производит раскопки на Голгофе, обретает Гроб Господень. Строится храм в Вифлееме над пещерой Рождества Христова. Когда Константин пишет Предстоятелю Иерусалимской Церкви епископу Макарию о строительстве храма на Гробе Господнем, он говорит: "Ты напиши мне все, что тебе нужно. Нужно золото - сколько золота? Нужны драгоценные мозаики - сколько мозаик? Ни в чем не отказывай себе, ничего не жалей". Два века спустя Юстиниан, начиная строительство храма Святой Софии в Константинополе, приказал собрать лучшие колонны из древних языческих храмов.
собрать лучшие колонны из древних языческих храмов. Так в церковной жизни возникают два полюса: святые отцы Пустыни и святые отцы Империи. С одной стороны, для того, чтобы молиться и вступить в духовное единение с Богом, ничего материального не нужно. Даже наоборот, святитель Григорий Палама говорит, что все следует выбросить - не только из кельи, но прежде всего из ума и из сердца. Не нужны ни культура, ни книги, даже богословские. Когда сердце чисто от мирских забот и привязанностей, тогда в него сходит Господь. Всякая культура, всякая государственность, всякая пышность, всякое богатство - внешнее по отношению к этому. Это один полюс.

Но с другой стороны, для того, чтобы святые отцы на Афоне, на Синае, в пустынях Палестины или Египта предавались аскетическим подвигам и богословским созерцаниям, нужны мощные государственные структуры, которые бы их элементарно охраняли. Нужна Империя. А по мере того, как Церковь проникалась Империей, она приобретала все больше внешнего блеска, имений и богатств.
Таким образом, преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий были представителями одной православной монашеской традиции, но осуществляли свое пастырское служение в двух разных полюсах: один в Пустыни, а другой - в Империи.
Вся же так называемая "идеология нестяжательства" - не более чем духовная и интеллектуальная провокация опальной элиты, основанная именно на греховном отношении к церковному достоянию. Реально спор был между государством и Церковью, а не между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.

При Иване III, и особенно потом при Иване Грозном многие князья и бояре, чтобы избежать репрессий, постригались в монахи. Как, например, Вассиан Патрикеев - недовольный боярин, идеолог нестяжательства, создавший легенду о разногласиях старцев Иосифа и Нила уже после их смерти, которого заставили постричься в монахи. Само слово "нестяжание" впервые прозвучало как раз из его уст. Да и уловки, которыми пользовались идеологи нестяжательства, трудно назвать нормальными.
К примеру, в 1518 году в Москву с Афона приехал преподобный Максим Грек. Ни столичных укладов, ни русского языка на первых порах он не знал. Вот провокаторы и вовлекают его в дискуссию: "Мол, у нас злободневная тема - нестяжательство. А вот скажи-ка, Максим, правда ли, что на Афоне монастыри владеют селами, имеют крестьян?" На это подвижник ответил отрицательно. Тогда они просят его написать, что и русские монастыри должны быть нестяжательными. И, естественно, он это делает.

Но есть одно "но"! Если аргументация Вассиана и его единомышленников была насквозь пропитана лукавством, то преподобный Максим лишь не всегда точно переводил и толковал термины канонов.

Во-первых, византийская, в том числе афонская, правовая и хозяйственная практика знает и "монастырские села", и монастырское богатство. Во-вторых, реалии Руси и Святой Горы несопоставимы. Допустим, у афонских монастырей нет сел. Но ведь их на Афоне и вообще нет! На Афон и женщин не пускают. Так может, им и в Московском княжестве запретить появляться! Афон - это монашеская республика, которая живет и должна бы в идеале жить исключительно молитвой, не участвуя ни в каких мирских - в том числе державных - делах.

И пожалуй, самое главное. Что бы ни говорили в околоцерковных кругах, Вселенское Православие почитает Нила Сорского и Иосифа Волоцкого святыми, "в земле нашей просиявшими". И на фоне этого всенародного почитания примитивные склоки, якобы наводящие тень на личности подвижников, - ни что иное, как "мерзость пред Господом".





 Священник Евгений Милешкин: «Онкологическая больница — это дом скорби, каждый кирпич которого плачет»
 Олександр АНДРУЩЕНКО. Чи насправді православні не йдуть до армії?!
 Олександр АНДРУЩЕНКО. Протоієрей Костянтин Курбанов: „Багатодітність — знак якості родини”
 Олександр АНДРУЩЕНКО. „Поет на колясці”
 Олександр АНДРУЩЕНКО. Подарунок найсильнішим
 Александр АНДРУЩЕНКО. Крестный путь священномученика Владимира (Богоявленского)
 Епископ Изюмский Онуфрий, викарий Харьковской епархии:. “Отвернуться от ближнего в трудную минуту — преступление”
 Митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ. «Жизнь научила меня воспринимать скорби с благодарностью».
 Александр АНДРУЩЕНКО. Ах, молодежь..
 Александр АНДРУЩЕНКО. Нищие, которых любит Церковь
 Александр АНДРУЩЕНКО. Как себя мы поведем, так и по жизни поплывем
 Александр АНДРУЩЕНКО. Пещерный город
 Александр АНДРУЩЕНКО. Нельзя построить дом на песке
 Александр АНДРУЩЕНКО. На чужой территории
 Александр АНДРУЩЕНКО. За что же?!
 Александр АНДРУЩЕНКО. Не опоздать бы!
 Александр АНДРУЩЕНКО. Что читает современная молодежь?!
 Александр АНДРУЩЕНКО. И в зоне ведь тоже люди!
 Александр АНДРУЩЕНКО. Генералы песчаных карьеров
 Александр АНДРУЩЕНКО. Всe мы верим в Промысел по-своему..
 Александр АНДРУЩЕНКО. Православная исповедь и ее психологические основы
 Александр АНДРУЩЕНКО. Школьный храм
 Александр АНДРУЩЕНКО. Тихая пристань
 Александр АНДРУЩЕНКО. Не спешите их хоронить
 Александр АНДРУЩЕНКО. Что делать молодежи в Церкви…
 Александр АНДРУЩЕНКО. “Не обижайте наставников Ваших..”.
 Александр АНДРУЩЕНКО. На пути к духовному единству… (Крестный путь протопресвитера Гавриила Костельника)
 Александр АНДРУЩЕНКО. Более десяти лет женщина борется за жизнь своих приемных детей
 Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский АНТОНИЙ. «Отношения Церкви и власти в Подольском крае можно назвать симфоническими»
 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру