Нажмите  Нажмите   Нажмите  Нажмите
 ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Протоирей Дионисий ДУНАЕВ.   Філософія, культура:
Индивидуация и самость в психологии К.Г. Юнга

В психологии Юнга индивидуация (Individuation) является процессом психологической дифференциации, осуществляющим развитие индивидуальной личности: “Индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ — говоря особо, она есть развитие психологического индивида как существа отличного от общей, коллективной психологии… Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори в наклонностях существа”. Для процесса индивидуации необходима интеграция сознания и бессознательного, так как само понятие индивидуация еще не отвергает коллективной нормы…

Целью этого процесса является раскрытие трансцендентной функции (Transzendente Funktion) и обретение Самости (Selbst). Мы не даем здесь полного описания процесса индивидуации, так как, во-первых, он очень пространно изложен, во-вторых, “нет никакой возможности передать читателю, которому не довелось потрудиться над произведениями Юнга, необычайное многословие, путаность, противоречивость и туманность юнговских идей индивидуации. Также нет никакой возможности подвергнуть их систематическому анализу, если не делать ясного различия между: а — формулировками, которые, будучи истинными или ложными, по крайней мере, имеют какое-то отношение к психологии; b — суждениями о жизни, которые являются не более чем субъективными предрассудками; с — случайными мыслями, которые введены в изложение либо потому, что они вдруг пришли автору в голову, либо потому, что он считает, что они создают впечатление глубокомыслия”. Ученица Юнга Иоланда Якоби так кратко формулирует процесс индивидуации: “Это напряженное аналитическое усилие, которое сосредотачивается со всей возможной полнотой и под руководством сознания на внутреннем психологическом процессе… прорубая слой за слоем по направлению к тому центру, который является источником и первоосновой нашего психического существования — к внутреннему ядру, к нашей Самости”. В этом случае Самость является и целью и началом, подобно энтелехии Аристотеля, хотя сам Юнг высказывался против того, чтобы считать Самость “философской идеей, поскольку она не утверждает своего существования, т.е. она не гипостазирует самое себя”.

В аналитической психологии Юнга Самость есть архетип целостности — наиболее полного человеческого потенциала; Самость — это единство личности, регулятор психики. Юнг поэтому часто обозначал достижение Самости словом B8ZDT:". Самость предстает как идеальная возможность человеческого устремления. Более того, Самость в психологии Юнга является тем, что традиционные религии вкладывают в понятие “Бог”: “переживание Самости характеризуется нуминозностью6 религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве”. Пожалуй, не стоит недооценивать подобные постулаты, ведь в случае, если какой-нибудь православный исследователь, по примеру Вышеславцева или Евдокимова, сочтет полезным синтезировать православное вероучение и психологию Юнга, то следует предварительно ознакомиться с самым основным — что говорит Юнг о Боге как Личности? Ведь если бесполезна дискуссия с отвергающим основы, тогда тем более бесполезны синтезы противоположных учений. Юнг не решается прямо отвергнуть бытие Бога, его подход более тонок: религиозная вера есть показатель примитивного уровня сознания. Эта вера, в сущности, не плоха, но часто становится причиной неврозов и других психических нарушений, поэтому для человека необходимо, выражаясь гегелевской категорией, снятие веры в личностного Бога, как психотравмирующего фактора, замена ее (веры) осознанием в себе подлинного “божества” — Самости. Это и является тем, что мы называли психологическим атеизмом Юнга.

Теперь стоит рассмотреть упоминавшуюся выше трансцендентную функцию. Это психическая функция, “возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их единство”; таким образом, она осуществляет связь между противоположностями. Юнг пишет: “Под “функцией” я разумею не основную функцию, а сложную, составленную из других функций, а термином “трансцендентный” я обозначаю не какое-нибудь метафизическое качество, а тот факт, что при помощи этой функции создается переход из одной установки в другую. Сырой материал, обработанный тезисом и антитезисом и соединяющий в процессе своего формирования обе противоположности, есть жизненный символ. В его надолго неразрешимом, сыром материале заложено все присущее ему богатство предчувствиями, а в том образе, который принял его сырой материал под воздействием противоположностей, заложено влияние символа на все психические функции. Намеки на основы процесса, образующего символ, мы находим в скудных сообщениях о подготовительных периодах жизни у основателей религий, например в противоположениях Иисуса и Сатаны, Будды и Мары, Лютера и черта, в истории первого светского периода жизни Цвингли, у Гете в возрождении Фауста через союз с чертом. В конце Заратустры мы находим замечательный пример подавления антитезиса в образе “безобразнейшего человека”.

Приведенная обширная цитата показывает нам характер юнговской трансцендентной функции, еще раз демонстрирующий дуализм и этический релятивизм Юнга. Остается непонятным следующий факт: Юнг прекрасно представлял себе всю огромную разницу в менталитете западных и восточных народов (христиан и нехристиан), и, тем не менее, настаивал на чисто восточном нехристианском дуализме, который неприемлем для европейской ментальности и духовности, в корнях своих все же христианских, хотя и отошедших далеко от Христа и Его учения. Истинным психотерапевтическим средством для европейцев послужило бы возвращение в Церковь, а не суггестивное навязывание чуждой религиозно-этической установки. Может быть, для индуса или китайца символическое объединение в душе Христа и дьявола обозначило бы некий “синтез мудрости” в духе отсутствия полного представления об Истинном Боге, но вряд ли это принесет пользу душе человека, выросшего в стране с традиционно христианским укладом жизни.

Лечить невроз европейца путем установки на этический релятивизм равносильно прямому разрешению грешить и не терзаться при этом угрызениями совести. Согласно учению психоанализа, невроз возникает по причине противоречия между желаемым и должным. Но именно поэтому невроз видится нам как результат искаженной духовной жизни, не знающей радости покаяния, освобождения от греховной тяжести. Невроз должен побудить человека к поиску смысла своего страдания и к поиску исцеления. В страдании также может быть определенный смысл, как считает Виктор Франкл, вводя понятие homo patiens. Невроз несет нравственную нагрузку, которую не способен окончательно разобрать психоаналитик, но которую в силах исцелить благодатная помощь Церкви при сознательном обращении человека. Интегрируя темные аспекты души в сознание для создания трансцендентной функции, психоаналитик-юнгианец активизирует в пациенте зло, находившееся “по ту сторону баррикады”. Человек поначалу испытывает упоение тем иррациональным бессознательным содержанием, что психоаналитик “поднял” из глубины его души — подобное состояние хорошо описал Н.В. Гоголь в “Вие”, когда Хома Брут летел на ведьме. Но последствия будут плачевными — человек начнет считать себя обладателем подлинного знания, тяжело заболеет грехом гордыни, — это похоже на состояние сектантов, убежденных в своем непременном спасении и праведности.

Для примера описания процесса индивидуации Юнг использовал описание алхимических опытов. Алхимической проблематике Юнг посвятил несколько своих произведений. Надо сказать, что Юнг довольно серьезно занимался исследованием алхимии и досконально изучил множество источников. В аналитической психологии Юнга речь идет о психологическом и символическом значении алхимии — ее Юнг рассматривал как средневековую предпосылку исследования бессознательного, а именно — изучение трансформации личности. Как в алхимии имел место процесс превращения исходных неблагородных материалов в lapis philosophorum, золото или “эликсир жизни”, так и Юнг считал процесс индивидуации сродни алхимическому — человек проходит через стадии психоанализа к своей душевной завершенности. Например, lapis philosophorum является метафорой Самости.

Мы не будем здесь давать описания всей психолого-алхимической проблематики у Юнга, так как это потребовало бы написания отдельной работы. Отметим лишь эту странную, порой необъяснимую тенденцию Юнга связывать свои психологические построения то с гностицизмом, то с оккультизмом, то с алхимией. Гностическим является и его учение об индивидуации, Самости и трансцендентной функции: “Освобождение целостного человека от земной тщеты Юнг предполагает заменить обусловленным становлением сознания процессом “индивидуации”, а на место объединения с сущим в себе Богом он ставит “самость” (das Selbst), как известно, опять-таки первоначально мистическое понятие, которое, однако, Юнг использует уже не в подлинно мистическом смысле, а в гностическом”.

Эклектизм Юнга в его учении о Самости как цели психотерапии противоречит христианскому учению об обожении и спасении. В психологии Юнга Христос хотя и является символом Самости, но Будда — предпочтительней, так как Христос воплощает в себе только добро, а “Самость — это объединение противоположностей par excellence. И здесь она существенно отличается от символа Христа”.

Остается только констатировать полную несовместимость православной традиции и аналитической психологии Юнга в подходе к вопросу о предназначении человека, его самоактуализации.

Опыт зла, как необходимый компонент достижения Самости, совершенно неприемлем для христианина. Победа над злом не достигается сознательной или бессознательной интеграцией зла: “Зло можно победить лишь добром, а значит — полнотою Божией любви в себе”.

Процесс индивидуации предусматривает последовательное раскрытие бессознательных содержаний психики человека. Однако мы не можем согласиться с необходимостью подобной практики. Бессознательное есть природное предохранение человека от тех страшных перспектив греха, которые ожидали бы человека в случае, если бы вместе с грехопадением у него остались бы высшие дарования первозданного человека. Человеку оставлено лишь то, что составляет habitus — тот душевный уровень, которого достойно его падшее состояние. Этих душевных сил, однако, достаточно для существования — недостающее восполняется благодатью Божьей и личным устремлением человека. Поэтому проникновение в бессознательные глубины души не с целью ее преображения, не с целью покаянного катарсиса, а с целью юнгианского самообожествления, “расширения сознания”, достижения Самости сулит человеку лишь углубление его падения: “В области бессознательного, в тайниках и хранилищах души, “под самым умом” (прп. Макарий Египетский) находится и источник греха — та нечистая духовная сила, которая вошла в человека с грехопадением. Вот почему так опасно людям, не имеющим духовного опыта, не получившим благодатного дара различения духов, различения добра и зла, любое вторжение в эту сокровенную область”.





 Протоиерей Дионисий ДУНАЕВ. Церковь, Библия и сектантство


 
generic viagrapurchase viagrabuy viagra onlineorder viagrageneric vigrapurchase vigrabuy vigra onlineorder vigrageneric viargapurchase viargabuy viarga onlineorder viargageneric cialispurchase cialisbuy cialis onlineorder cialisgeneric clomidpurchase clomidbuy clomid onlineorder clomidgeneric levitrapurchase levitrabuy levitra onlineorder levitrageneric propeciapurchase propeciabuy propecia onlineorder propeciageneric kamagrapurchase kamagrabuy kamagra onlineorder kamagrageneric accutanepurchase accutanebuy accutane onlineorder accutanegeneric zithromaxpurchase zithromaxbuy zithromax onlineorder zithromaxgeneric amoxilpurchase amoxilbuy amoxil onlineorder amoxilgeneric zoviraxpurchase zoviraxbuy zovirax onlineorder zoviraxgeneric deltasonepurchase deltasonebuy deltasone onlineorder deltasonegeneric topamaxpurchase topamaxbuy topamax onlineorder topamaxgeneric lexapropurchase lexaprobuy lexapro onlineorder lexaprogeneric flomaxpurchase flomaxbuy flomax onlineorder flomaxgeneric flagylpurchase flagylbuy flagyl onlineorder flagylgeneric synthroidpurchase synthroidbuy synthroid onlineorder synthroidgeneric inderalpurchase inderalbuy inderal onlineorder inderalgeneric tenorminpurchase tenorminbuy tenormin onlineorder tenormingeneric keflexpurchase keflexbuy keflex onlineorder keflexgeneric diflucanpurchase diflucanbuy diflucan onlineorder diflucangeneric lasixpurchase lasixbuy lasix onlineorder lasixgeneric celebrexpurchase celebrexbuy celebrex onlineorder celebrexgeneric doxycyclinepurchase doxycyclinebuy doxycycline onlineorder doxycyclinebuy cheap viagrabuy generic viagraviagra canadadiscount viagracheap viagrabuy cheap vigrabuy generic vigravigra canadadiscount vigracheap vigrabuy cheap viargabuy generic viargaviarga canadadiscount viargacheap viargabuy cheap cialisbuy generic cialiscialis canadadiscount cialischeap cialisbuy cheap clomidbuy generic clomidclomid canadadiscount clomidcheap clomidbuy cheap levitrabuy generic levitralevitra canadadiscount levitracheap levitrabuy cheap propeciabuy generic propeciapropecia canadadiscount propeciacheap propeciabuy cheap kamagrabuy generic kamagrakamagra canadadiscount kamagracheap kamagrabuy cheap accutanebuy generic accutaneaccutane canadadiscount accutanecheap accutanebuy cheap zithromaxbuy generic zithromaxzithromax canadadiscount zithromaxcheap zithromaxbuy cheap amoxilbuy generic amoxilamoxil canadadiscount amoxilcheap amoxilbuy cheap zoviraxbuy generic zoviraxzovirax canadadiscount zoviraxcheap zoviraxbuy cheap deltasonebuy generic deltasonedeltasone canadadiscount deltasonecheap deltasonebuy cheap topamaxbuy generic topamaxtopamax canadadiscount topamaxcheap topamaxbuy cheap lexaprobuy generic lexaprolexapro canadadiscount lexaprocheap lexaprobuy cheap flomaxbuy generic flomaxflomax canadadiscount flomaxcheap flomaxbuy cheap flagylbuy generic flagylflagyl canadadiscount flagylcheap flagylbuy cheap synthroidbuy generic synthroidsynthroid canadadiscount synthroidcheap synthroidbuy cheap inderalbuy generic inderalinderal canadadiscount inderalcheap inderalbuy cheap tenorminbuy generic tenormintenormin canadadiscount tenormincheap tenormin

© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)

Каталог Православное Христианство.Ру